Из чего же только сделаны детки? Малыш родился! Какой он маленький и беспомощный! Чем взрослее он становится, тем больше открытий готовит ему окружающий мир. Вот вы замечаете, что кроха сцепляет руки в замок и засунул в рот большой палец ноги. Он трогает свои глазки и язычок. Он пытается ухватить вас за нос и надергать за волосы. Что же, пора начинать уроки… анатомии. 

Как мы устроены? Уроки анатомии малышу

Возьмите руки малыша в свои, проведите его руками по своему лицу, пусть ребенок ощупает ваш нос, уши, губы, лоб. Назовите все по порядку. Поднесите карапуза к зеркалу. Пусть он увидит, как выглядит его личико. Многие детишки любят смотреться в зеркало, подолгу разговаривают со своим отражением.

С первых месяцев делайте зарядку с малышом. Очень хорош легкий массаж. Говорите с крохой, поясняйте свои движения, комментируйте все, что вы делаете. Например, во время умывания можно приговаривать:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико.

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок».

Подкрепляйте свои слова действиями – показывайте носик и щечки на личике малыша, а потом на своем лице. И тогда умывание превратится в веселую и приятную процедуру, а заодно карапуз познакомится с названиями частей тела.

Точка, точка, запятая

Малыш уже умеет перемещаться – ползать или даже ходить? Совершенствуется не только крупная, но и мелкая моторика. Кроха становится более эмоциональным, любознательным.

Посмотрите с малышом на его игрушки. Наверняка найдется «удачный» мишка или походящая кукла. Покажите, что у мишки есть нос, рот, глаза. Сравнивайте, показывайте – ведь глазки, носик, ушки есть у мамы, у папы, у самого крохи. Демонстрируйте их на героях книг, вывесках – на всех лицах.

Дидактическим материалом для изучения частей тела может стать все, что угодно! Не только игрушка и иллюстрации в книгах, но мультфильмы, экспонаты в музее, даже манекены в витринах магазинов!

Рассказывать о частях тела можно не только во время ваших игровых занятий, но и во время прогулки, ежедневных гигиенических процедур, переодеваний.

«Вот твоя правая ручка», «Где же твои пальчики?» Эти нехитрые комментарии никогда не будут лишними. Начните с простого, постепенно вводите в обиход малыша новые понятия.

Не настаивайте и ни в коем случае не форсируйте события. Это не дрессура, а простой способ рассказать о строении тела. Начальный, так сказать, курс анатомии.

Подыщите присказки, поговорки, короткие стихотворения, которыми вы будете сопровождать привычные ритуалы – купания, переодевания, кормления.

Зачем вся эта красота?

Ребенок взрослеет, и уже недостаточно просто называть и показывать ему части тела. Расскажите о функциях глаз и носа, других частей лица и тела. Пусть малыш закроет глазки, а потом их откроет – вот она разница. Глаза нужны для того, чтобы видеть. А зачем нужен нос? Пусть малыш закроет глаза, предложите ему понюхать что-то с сильным запахом, например, чеснок или корицу. Пусть определит, что же это.

А рука? Сколько всяких функций у нее – держать, хватать, трогать, и даже ударить, защищаясь можно. Если ребенок уже говорит, пусть сам попробует объяснить, зачем же нужны ноги и для чего человеку нужны уши.

Как же это работает?

Малыш учится говорить, становится более самостоятельным. Появляются новые, более серьезные вопросы: «А почему кровь красная?», «Что происходит с пищей, когда она попадает к нам в рот?» и даже тот самый вопрос, которого опасаются многие родители: «Откуда я взялся?»

Что же делать родителям? Как справится с маленьким почемучкой? Прежде всего, не паниковать, а приготовиться отвечать. Кроме терпения стоит запастись красочными книжками об анатомии, мультфильмами-обучалками и компьютерными программами.

Рассказать о внутреннем строении тела можно, например, вооружившись маркером или пальчиковыми красками. Нарисуйте очертания органов на теле малыша. Сердце – пусть кроха приложит ладошку и послушает, как сердечко стучит. Затем печень, почки. Такой боди-арт интересен малышу и очень познавателен.

Можете купить или нарисуйте сами (что гораздо интереснее) большой плакат по анатомии человека. И по нему проследите, например, путь пищи в организме.

Помочь в изучении анатомии может и … пластилин. Возьмите пластилин разных цветов и слепите человечка. Попробуйте вылепить системы органов – будьте уверены, что малышу это занятие понравится.

Путь в мир науки

Вот так весело и непринужденно можно познакомить карапуза с его телом, дать ему элементарные знания об окружающем мире и анатомии. Пополняйте библиотеку малыша интересными книгами, ходите в музеи и на выставки. Во многих естественнонаучных музеях вы можете поработать с интересными экспонатами, демонстрирующими, как устроен человек. Кто знает, возможно, в вашей семье растет будущий академик Павлов? И эти уроки статут первой ступенькой в увлекательнейший мир науки.